» » Борис Колесников: "Украине для развития нужна новая Конституция"

Борис Колесников: "Украине для развития нужна новая Конституция"

— Борис Викторович, вчера Украина отметила День Конституции. Известно, что вы и ваши коллеги предлагаете принять новый Основной Закон страны. Расскажите об этом подробнее.

— Нашей Конституции всего 21 год. Срок небольшой, но в Украине произошли огромные изменения. И сама Конституция 1996 года, и изменения 2004 года, на наш взгляд, не дают стране эффективно развиваться. Упомянутые изменения 2004 года привели к дуализму власти в стране. Это, в свою очередь, повлекло за собой то, что если президент и премьер в коалиции, но не члены одной партии, вместо конструктивного диалога начинается противостояние. Увы, ни наша команда, ни нынешняя здесь ничего кардинально не изменили.
Что нас побудило взяться за свой вариант Основного Закона? Это два главных момента: децентрализация власти и создание в Украине парламентской республики (но с более эффективным, чем нынешний, парламентом).

О децентрализации: все 25 субъектов в стране должны иметь равные права (реинтеграция Донбасса в Украину — это отдельная тема, придание ему отдельного статуса может быть, но лишь как временная мера). Оборона страны, национальная безопасность и внешняя политика, конечно, остаются за центральной властью, так принято во всем мире. Не может быть никаких местных "вооруженных сил" или посольств отдельных областей в отдельных странах. Иначе это будет посмешище… Все остальное должно быть отдано на места, где и происходит вся жизнь.

Сегодня многие динамично развивающиеся страны показывают, что управление страной возможно даже по планшетному компьютеру.

Одну из таких программ, кстати, мы сейчас уже используем в Оппозиционном правительстве. Так что нужно, скажем, 25 грамотных управленцев в центре, которые обучат несколько десятков специалистов в каждой области. И за полгода реально можно перейти на виртуальное управление даже такой огромной страной, как наша. Тогда можно отказаться от многомиллиардных затрат на содержание власти. С одной стороны, это и уход от бюрократии, которая мешает и бизнесу, и просто гражданам при оформлении, допустим, пенсии и пр. С другой — сэкономленные средства можно направить на помощь тем, кто действительно нуждается.

О парламентской республике: в нижнюю палату ВР избираются 150 депутатов исключительно по партийным открытым спис­кам. Их нужно опубликовать за счет партий и разослать каждому избирателю, пусть выбирает. А привязка этих списков к округам, на наш взгляд, просто маскировка, по сути, это та же "мажоритарка". В верхнюю палату — избираются "сенаторы", по одному человеку от миллиона избирателей, поскольку у нас унитарная страна и мы не можем это делать по областям. Вот и будет всего в парламенте 185 депутатов.

Я бы еще ввел такой закон на ближайшие 10 лет: победившая на выборах партия получает сразу 50% плюс один мандат, остальные делятся пропорционально набранным партиями голосам. Это избавляет от коррупции на самом высоком уровне. Ибо, иначе, когда начинает формироваться коалиция, неизбежно происходят некие торги. Не хочу никого обвинять, так было всегда. А победившая партия должна отвечать за результат, она рискует больше всех, потому и надо ей дать возможность поступать, как считает нужным: либо формировать коалицию, либо действовать самостоятельно. Роль оппозиции должна быть прописана конституционно, чтобы никакой президент, премьер или парламент не мог это положение изменить.

В такой республике, где парламент назначает премьера, собственно, управляющего страной, президент будет носить в основном лишь церемониальные функции и, соответственно, избираться в парламенте. Он не будет руководить обороной или внешней политикой, но сможет, в случае нужды, распустить парламент.

Поскольку наше общество сейчас не воспринимает федеративное устройство страны (хотя богатейшие государства мира, США и ФРГ, как раз федерации), мы будем оставаться унитарной державой. Как пример, можно взять политическое устройство Италии. Есть унитарная страна и есть мощнейшее местное самоуправление.

Что есть мерило успешности страны? Не какие-то отвлеченные цифры, я считаю. Вот за американским паспортом стоит очередь во всем мире. Если лет через 15—20 такая же очередь будет за нашим паспортом, значит, Украина стала успешной страной.

— Насколько реально принятие такой Конституции, о которой вы говорите, в наших нынешних условиях?

— Скажу так: все страны, которые оказывались в ситуации, подобной нашей, либо решались на радикальные изменения, либо заканчивали полным дефолтом. У президента сегодня есть и власть, и возможности собрать все конструктивные силы, выдвинуть новую Конституцию и убедить парламент ее принять. Если парламент на это не пойдет, что же, у президента самая большая фракция в ВР, он может распустить нынешний состав парламента и вынести вопрос о Конституции на всенародный референдум. Собственно, обговорить Основной Закон всенародно нужно в любом случае.

Переговоры с властью о новой Конституции носят вялотекущий характер, но мы считаем, что ее принятие — единственный выход из создавшейся в Украине ситуации.

 

Убеждение: "Роль оппозиции нужно прописать конституционно"

— Какой выход из конфликта на Донбассе вы видите? Минские соглашения или что-то иное?

— Если говорить о Минских соглашениях, то там есть одно "но". Нет четкой, понятной, если хотите, почасовой дорожной карты. Когда следующее действие наступает при полном исполнении предыдущего. К примеру: получили контролируемую Украиной границу с РФ на Донбассе — в течение 10 дней провели там выборы. И так далее. Известно, что есть люди, со всех сторон, наживающиеся на том, что творится в регионе. Я не верю, что это может быть выгодно президенту или премьеру, поэтому именно они должны быть якорем беспрекословного выполнения Минских соглашений. Но, повторю, при наличии четкой дорожной карты, с участием международных посредников. Без таких действий, я глубоко убежден, у нас не будет единой страны, к чему мы все стремимся.

— Недавно экс-президент Леонид Кучма резко негативно отозвался о состоянии экономики страны. Вы с этим согласны?

— Да, я согласен с Леонидом Даниловичем — все плохо. И уже никого не интересует, кто виноват. Главный вопрос — что делать? Есть мировые догмы привлечения инвестиций. Это, прежде всего, верховенство права. И безусловное уважение к частной собственности, от маленькой квартиры до мегазаводов. Придут инвестиции, будет возможен рост производительности труда, соответственно, рост доходов населения. Вот пример Польши. 39 миллионов поляков создают ВВП почти в 600 миллиардов долларов. А 40 с небольшим миллионов украинцев создают лишь 80 миллиардов долларов ВВП. Это надо менять срочно, думаю, у власти есть все возможности, чтобы сделать Украину самой привлекательной инвестиционной площадкой в Восточной Европе. А там можно говорить и обо всем мире…

— Понятно, что нужны инвестиции. А что касается заемных денег, как, по-вашему, стоит их привлекать? Да еще с выполнением ряда условий от того же МВФ и других международных институций…

— Я был участником многих переговоров и с МВФ, и с Мировым банком, с другими уважаемыми институтами. И я бы не сказал, что кто-то из них выдвигает к Украине жесткие требования. Все мировые кредиторы говорят нам: либо повысьте доходы, либо снизьте затраты. А лучше и то, и другое. Короче, сбалансируйте бюджет. А для того, чтобы экономика работала, мы вам предлагаем вот это, это и это… Вы же выбирайте сами, что вам подходит. Вообще, нельзя занимать бесконечно, ведь придется отдавать. Потому я против бесконечного сотрудничества с мировыми кредиторами. Тут надо разделять займы. Если деньги вкладываются в развитие экономики страны, в возможность всем украинцам заработать, это разумный займ. Но просто проедать заемные деньги нельзя.

— И все же, одним из требований наших кредиторов остается вопрос продажи сельскохозяйственных угодий. Вы за или против?

— Я — за рынок земли. Но хотел бы, чтобы все украинцы, владельцы паев, получили максимум средств от их продажи. Потому, считаю, нужно законодательно утвердить минимальную арендную плату за землю. Причем сделать ее помесячно, как при сдаче в аренду, скажем, квартиры. И ввести пятилетний мораторий на продажу земли, с уже упомянутой помесячной арендной платой за гектар.

Люди должны почувствовать истинную стоимость своих угодий. И тогда рыночная стоимость земли, по оценкам специалистов, вырастет в 3—4 раза.

Сегодня при долгосрочной аренде плата за гектар составляет 500—700 долларов. И по такой цене ее хотят купить те, кто ратует за немедленное введение рынка земли. А потом, ничего не вкладывая, через несколько лет продать, скажем, за 2000—2500 долларов, утроив капитал. Но это приведет к окончательному обнищанию украинского села. Потому мы и предлагаем упомянутый мораторий. А потом, когда стоимость земли будет уже рыночной, каждый хозяин волен либо продать пай за достойные деньги, либо получать помесячную аренду (закрепленную законом), скажем, 100 долларов за гектар в год.

— Когда-то говорилось, что к нынешнему времени зарплата украинцев может достичь 1000 долларов в месяц. Увы, так не произошло. А произойдет?

— Уверен в этом. Но дело не в абстрактной сумме. Главный показатель успеха — это чек на стоимость жизни гражданина страны. Если у наших сограждан уходит 57 процентов доходов на еду, 30 на "коммуналку", то просто на жизнь, отдых, образование почти ничего не остается, надо еще занимать. А что тогда говорить о пенсионерах? По мировым меркам, они должны получать примерно 50% от средней заработной платы. Но в наших условиях им даже на еду не хватит… А за счет чего у нас может вырасти зарплата? Ведь даже до войны производительность труда в Украине составляла 19% от американской. Главная проблема — отсутствие основных фондов, позволяющих производить на одного работающего продукции от 100 тысяч долларов и выше. А чтобы построить сверхсовременные предприятия, нужны инвестиции. И мы возвращаемся к тому, о чем уже говорили.

— Раз уж затронули вопрос о пенсионерах, расскажите о вашем отношении к проводимой пенсионной реформе.

— Я не вижу в ней главного ответа: каким образом будет обеспечена пенсия, равная половине средней зарплаты? Должно быть 18—20 миллионов работающих при отчислении работодателем в Пенсионный фонд 28 процентов от зарплаты за каждого работающего.

Добавить комментарий!

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Рекомендуем похожее:

Порошенко поздравил украинцев с Днем Конституции

Также граждан Украины с праздником поздравил премьер-министр Владимир Гройсман

Какие права гарантирует украинцам Конституция: что нужно знать каждому гражданину

Украинской Конституции исполняется 21 год, документ приняли в 1996-м году при

"Шахтер" поздравил с Днем Конституции Украины

Голкипер "горняков" и сборной Украины Андрей Пятов снялся с Конституцией в руках

Борис Колесников: Чтобы жить лучше, нужны инвестиции

Оппозиционный премьер напомнил, что "высокая зарплата там, где есть большие

Борис Колесников: Новый проект Конституции должен предусматривать равные права для всех регионов Украины

Оппозиционный премьер привел в пример Германию, где действует эффективная
Опрос
Какая сфера государства Вас больше всего волнует?

Новости>> Все статьи
Логин
Пароль
Запомнить
модули, шаблоны DLE